Для понимания, как запоминать большое количество английских слов для быстрого набора словарного запаса, кратко расскажу вам, как работает мозг и память, и как использует эти знания лингвокоучинг
10-20 слов
В день может запомнить человек
80% слов
Забываются через месяц (Эббингауз)
на 40-60%
Повышают запоминаемость техники для мозга
Замечали ли вы, что какие-то слова врезаются нам в память, а какие-то - никак не запомнить, хоть повторяй по 5 раз? Оказывается, это не случайность, а закономерность работы мозга. Некоторые слова "прилипают" к памяти мгновенно, а другие упорно забываются, потому что:
Мозг запоминает через связи, а не через повторение
Как мозг образует эти связи? Он привязывает новые знания к старым. Мозг работает как картотека: если он понял, в какую ячейку памяти положить новое знание, он его запомнит. Новому знанию нужно к чему-то прилепиться. Если вы не потрудитесь и не найдете, к чему его привязать, понадеявшить на механическое запоминание, - новое слово забудется.
Например: вы любите кофе с корицей. Узнав, что слово "корица" по-английски cinnamon, мозг решает: Это слово мне понадобится, когда я поеду за границу и мне нужно будет заказать кофе с корицей. Надо бы запомнить.
Или мозг может пойти другим путем: Так, как же запомнить это странное слово? К чему бы его привязать? О! Оно похоже на слово "синабон", булочки с корицей. Ну вот! Это уже проще! Вспоминая, как будет "корица", я вспомню "синабоны"!
Какие факторы улучшают запоминание?
Эмоциональная значимость (связь с личным опытом)
Мы запоминаем то, что имеет яркую эмоциональную окраску, так работает мозг на приобретение личного опыта. Если мы когда-то испугались - мы хорошо запомним эту ситуацию, чтобы не попадать в нее снова. Если мы испытали восторг - мы тоже навсегда запомним это.
Почему так происходит? Потому что гормоны и нейромедиаторы в нашем мозге, такие например как дофамин, норадреналин, стимулируют создание новых нейронных связей. Таким образом, если есть эмоция - есть и запоминание.
Кроме того, мозг запоминает все, что необходимо нам для выживания: если я понимаю, что за границей мне нужно будет арендовать машину, я запомню, как будет rent a car. Эта ситуация жизенно значима лично для меня, и мозг положит это знание в файл "Когда буду арендовать машину в Лондоне". Именно поэтому, когда люди на уроках изучают слова или ситуации, которые им не особо важны - информация побудет в кратковременной памяти неделю и уйдет.
Первое правило лингвокоучинга
Изучаемый материал должен иметь личную значимость для клиента и соответствовать их интересам
Использование ассоциаций (для лексики и грамматики)
Слово «ассоциация» происходит от латинского associatio — «сообщество», что, в свою очередь, образовано от associare — «присоединять, приобщать». Ассоациации как раз используют свойство мозга создавать связи.
На занятиях мы вырабатываем навыки и способы автоматического создания ассоциаций при изучении новых слов.
Это же касается и усвоения грамматики, что часто является головной болью клиентов, изучающих английский язык.
Лингвокоучинг делает изучение грамматики без боли, а интересным с глубоким пониманием связей и методом ассоциаций.
Например, клиентка, которая имела хороший словарный запас, но испытывала сложности при освоении грамматики, прекрасно отозвалась на метод ассоциаций, а также метод анализа и нахождения связей между английским и русским языками.
Например, чтобы отработать окончание -S в Present Simple в 3 лице, мы придумали, что когда клиентка говорит о друзьях и знакомых из своего окружения в общем, то эти люди в её воображении обнимают букву S: she speakS, she walkS, she talkS. Это помогло закрепить знание и автоматизировать навык.
Интервальные повторения
Согласно исследованиям Эббингауза, человек забывает 80% информации через неделю. Но интервальные повторения вечером после урока, через 24 часа, через неделю и через месяц значительно повышают запоминание.
Но по моему опыту этот метод работает лишь как дополнение к ассоциациям, но имеет низкую эффективность как основной метод. Без осознанного запоминания и проработки связей это является механическим запоминанием, которое сохраняет информацию в кратковременную память, но не в долговременную.
Наш мозг очень умный и чтобы что-то запомниать он хочет получить ответ на вопросы ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО? и ПОЧЕМУ ТАК? И важно дать себе ответы на эти вопросы. Почему это правило работает так, а не иначе? Где я буду это использовать?
Какие факторы ухудшают запоминание?
Механическая зубрёжка (без контекста)
Designing Brand Identity
The lives of two mob hitmen, a boxer, a gangster’s wife, and a pair of diner bandits intertwine in four tales of violence and redemption.
Механическая зубрежка без глубокой проработки связей - трата времени, потому что информация попадает в кратковременную память и очень быстро стирается. Мозг не видит смысла и причинно-следственных связей в информации и избавляется от неё.
Так же работают зубрежка перед экзаменами и марафоны по быстрому изучению большого количества слов. Перегрузка приводит к «интерференции» — новые данные «перекрывают» старые, и получается полная каша, которая быстро забывается.
Недостаток сна
Достаточное количество сна и отдыха - важный фактор в обучении, поскольку согласно исследованиям 50-70% информации, полученной за день, теряется из-за недосыпа.
Стресс и тревога
Кортизол, гормон стресса, блокирует работу гиппокампа, который отвечает за обучение, и мозг переключается в режим "бей, беги, замри" и снижает когнитивные способоности, поэтому обучение в состоянии стресса - эта бесполезная трата денег и времени.
Для повышения эффективности обучения позаботьтесь сначала о снижении стресса, и вы быстро заметите улучшения.
Если же вы испытываете тревогу именно во время изучения иностранного языка, или если страх появляется во время общения с иностранцами - возможно, вы столкнулись с языковой тревожностью. Об этом явлении я рассказываю в отдельной статье здесь, где вы сможете узнать что это такое и пройдете тест на языковую тревожность.